![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|
Зодчество - опыт столетий Глава 2 Традиционные жилые дома и технологии Убранство русских деревянных домов |
|||||
![]() |
||||||
|
![]()
|
«Хотя у русских все орудия состоят в одних топорах, но ни один архитектор не сделает лучше, чем они делают... Нет ни гвоздей, ни крючьев, но все так хорошо сделано, что нечего похулить», - писал более четырехсот лет назад французский путешественник Жан Саваж из Дьеппа. Мы и сами чуть что вспоминаем и хвалимся, что предки наши рубили не только большущие дома без единого гвоздя, а и целые многолуковичные храмы возводили. Действительно, когда-то благородные русичи Алексы да Порфирии считали ниже своего достоинства использовать на стройке железную фасонину. Только ремесленники низкой квалификации вбивали гвоздь в доску, а настоящий мастер даже шерстяные валенки – «катаньки» «подшивал» деревянными гвоздиками. Деревня, дерево, деревянный – слова исконно русские, красивые, добрые, так что сам Бог нам велел быть в этом деле доками! Николай Константинович Рерих назвал Русский Север Римом России, русской Италией. А те же северяне с гордостью говорили про свои поселения: «Что город, то норов» и о свежесрубленном доме без украшений в народе было принято говорить с легкой неприязнью: «Стоит бычище, проклеваны бочища». Да, было время, когда денег на красоту россиянин не жалел совсем. Исторические документы, порядные грамоты рассказывают, что затраты на украшение дома иногда равнялись 40% от стоимости всех строительных работ. Отделка дома из-за большого объема украшений иногда длилась несколько месяцев кряду. К примеру, одну только лобовую доску в Поволжье мастер мог резать целый месяц. Зато и слава о мастерах шла далеко. Так по всей Руси славились своим мастерством резчики с Ярославщины, с реки Сить - сицкари. Подряжались они на работу иногда за тысячи верст от своего дома, работали и в Сибири. А деревянный теремной дворец государя Алексея Михайловича Тишайшего в Коломенском (XYII век), срубленный плотниками с Поважья и из Устьян, все очевидцы называли не иначе как восьмым чудом света. Жаль, по милости Екатерины II остался от него нынче только один макет. Однако, еще и сегодня можем мы убедиться в справедливости слов искусствоведов и историков, ибо дошли до наших дней материальные свидетельства высокого российского градостроительного искусства - шедевры деревянного зодчества. Находятся они в музеях под открытым небом в Малых Корелах под Архангельском, на острове Кижи в Карелии, на улицах Вологды, у стен Ипатьевского монастыря в Костроме, в Нижнем Новгороде и еще кое-где. И разве не в диковинку увидеть сегодня дом «о двух жирах» (двухэтажный - авт.), принадлежавший когда-то зажиточному карельскому крестьянину? Сейчас такой стоил бы европейскому застройщику по крайней мере 1,5 миллиона долларов! А ведь в нем жила, в общем-то, обыкновенная семья, каких было множество в нашей огромной империи. Да и дом типа «брус» с Вологодчины, дом далекого предка новгородского ушкуйника немногим уступает первому. Назван он так из-за того, что все постройки его расположены на одной оси и вытянут он в плане, как брус. Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru |
![]() |
![]() |
|