Деревянное Зодчество Деревянное Зодчество сруб дома сруб бани 84995023556, 88185552506
Сруб изнутри
   
 

                      Александр Соболев, автор книги "Зодчество - опыт столетий"

 

Зодчество - опыт столетий

Глава 2     Традиционные жилые дома и технологии

Убранство русских деревянных домов

   

 

 

Берегиня на карнизе дома Павловой, середина XIX века, Поволжье
Берегиня на карнизе дома
Павловой, середина XIX века,
Поволжье

Наличники на окнах дома надзирателя, русская деревня Александровка, Потсдам, Германия
Наличники на окнах дома
надзирателя, русская деревня Александровка, Потсдам

Наличники на окнах второго этажа крестьянского дома из деревни Киселево, музей «Малые Корелы»
Наличники на окнах второго этажа крестьянского дома из деревни
Киселево, музей «Малые Корелы»

Наличники с вершником на окнах теремка в Кириллове, Вологодская обл.
Наличники с вершником на окнах
теремка в Кириллове,
Вологодская обл.

 

1 2 3 4 5

     Со временем человек стал более прагматичным и в чем-то ограничил свои запросы, в общем сократив материалоемкие работы на гульбище. На главном фасаде дома он оставил обыкновенный балкон. Более того, во многих районах мастера хотя и следуют этой старой традиции, но устраивают фиктивные балконы, чтобы только декорировать фасад дома. На балконы эти, называемые в некоторых местах «балахонами», не бывает даже выхода. Кое-где на Руси считалось, что фасад дома без балкона у светличного окна на фронтоне не смотрится цельным.

     Окна на главном фасаде русского дома повсюду называли «красными» из-за того, что красное означает красивое, яркое и светлое. Именно такими они и бывают во время красивых рассветов и закатов. Над окнами у домов с Подвинья бывают веселые пропильные «вершники». Вполне гармонично смотрится над оконной колодой с толстыми косяками эта наклоненная под небольшим углом доска с карнизом. В центре ее – цветок-солнце, а по бокам симметрично расположенные, полные гармонии гибкие растения. Очень хорошо сочетаются на таком окне разновеликие площади стекол с трехчастными филенчатыми ставнями. Вверху, на карнизе, накладные завитки смотрятся словно воздушные облака, а внизу мягкая ритмичная волна вызывает ассоциацию другой среды - мягкой, водной. Фактура смолистых сосновых наличников со временем краснеет естественным образом и может поспорить своей красотой с масляной краской на наличниках других окон.

    Начиная с середины XIX века мастера-древоделы начали отходить от традиционной символики и используют в украшениях простые, симметрично располагаемые растительные орнаменты и геометрические фигуры. Опытный взгляд этнографа и искусствоведа может заметить на некоторых элементах и формах отделки исчезнувшие или нивелированные временем в более простые и бессмысленные фигуры, остающиеся все-таки даже из-за приблизительного сходства с традиционными формами выразительными. Так, например, когда-то популярный, элемент «трилистик» часто из-за своей нечеткой современной формы вводит зрителя в заблуждение. Некоторые украшения с ним непонятны. То ли это изображено растение с цветком, то ли голова дракона-оберега с разверстой пастью. Видимо, со временем опыт, непередаваемый напрямую от мастера подмастерью со всеми секретами профессии и школы, утрачивался, и народ, стремясь к прекрасному, просто вслепую копировал старые формы, имевшие, однако, в древности совершенно определенный смысл.

     Верхняя часть наличников окон в некоторых местах называется «очельем». Она выполняет роль карниза, закрывающего сверху окно от дождя и снега. Иногда он широк, иногда в этом нет необходимости из-за широкого карниза самой крыши. И тогда очелье становится украшением. Здесь, в навершии мастера изображают кроны пышных деревьев с опадающими листьями (запечатлевают годовой цикл), кольца приворотные, крестики, листочки ягод - костеники, веточки и цветы на стебельках, охраняющих по краям драконов с тройной вырезкой «пасти-языка», полсолнца - как символ его закатов и восходов, меандры (геометрический орнамент, имеющий форму непрерывной спиральной кривой линии, ломанной под прямым углом, символизирующий реку Жизни, по образу древней реки Мендерес в Турции). Знаками бесконечности - двойными завитками в разных направлениях мастера изображают пургу и сказочную метелицу. На боковушках селят белочек, рыб, ласок.

    Юмор - это одна из главных черт русского характера. Естественно им обладают многие из народных мастеров. Они помещают на наличниках смеющихся утят, лукавых птиц, кур, высиживающих яйца, двуглавых орлов и голубей. Тут могут возлежать с боков русалки - берегини, иначе «фараоны». По очелью может проплывать как «летучий голландец» ладья, скакать ретивый конь, могут прохаживаться предупредительные петухи - символ бдительности, охраны. Считается, что нечистая сила не подступается к ним. Иной прохожий спросит у хозяина: «Что здесь изображено?» «Собаки, которые дом сторожат!» - ответит тот.

    Навершиям наличников мастера придают так же треугольную форму (подобно скатам крыши), арочную, сердцевидную и разорванного карниза, прямую и сложную, форму, напоминающую старинный женский головной убор - кокошник. Помещаются на наличниках и традиционные антропоморфные изображения - женщины с воздетыми к небу руками, хороводы и тому подобное. Здесь можно увидеть подвеску в форме двуручной пилы. Всего даже и не перечесть. Здесь вся жизнь простого человека, утеха и веселье старому и малому!

Читать далее...

1 2 3 4 5

Содержание

Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru