![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|
Зодчество - опыт столетий Глава 2 Традиционные жилые дома и технологии Убранство русских деревянных домов |
|||||
![]() |
||||||
|
|
Со временем человек стал более прагматичным и в чем-то ограничил свои запросы, в общем сократив материалоемкие работы на гульбище. На главном фасаде дома он оставил обыкновенный балкон. Более того, во многих районах мастера хотя и следуют этой старой традиции, но устраивают фиктивные балконы, чтобы только декорировать фасад дома. На балконы эти, называемые в некоторых местах «балахонами», не бывает даже выхода. Кое-где на Руси считалось, что фасад дома без балкона у светличного окна на фронтоне не смотрится цельным. Окна на главном фасаде русского дома повсюду называли «красными» из-за того, что красное означает красивое, яркое и светлое. Именно такими они и бывают во время красивых рассветов и закатов. Над окнами у домов с Подвинья бывают веселые пропильные «вершники». Вполне гармонично смотрится над оконной колодой с толстыми косяками эта наклоненная под небольшим углом доска с карнизом. В центре ее – цветок-солнце, а по бокам симметрично расположенные, полные гармонии гибкие растения. Очень хорошо сочетаются на таком окне разновеликие площади стекол с трехчастными филенчатыми ставнями. Вверху, на карнизе, накладные завитки смотрятся словно воздушные облака, а внизу мягкая ритмичная волна вызывает ассоциацию другой среды - мягкой, водной. Фактура смолистых сосновых наличников со временем краснеет естественным образом и может поспорить своей красотой с масляной краской на наличниках других окон. Начиная с середины XIX века мастера-древоделы начали отходить от традиционной символики и используют в украшениях простые, симметрично располагаемые растительные орнаменты и геометрические фигуры. Опытный взгляд этнографа и искусствоведа может заметить на некоторых элементах и формах отделки исчезнувшие или нивелированные временем в более простые и бессмысленные фигуры, остающиеся все-таки даже из-за приблизительного сходства с традиционными формами выразительными. Так, например, когда-то популярный, элемент «трилистик» часто из-за своей нечеткой современной формы вводит зрителя в заблуждение. Некоторые украшения с ним непонятны. То ли это изображено растение с цветком, то ли голова дракона-оберега с разверстой пастью. Видимо, со временем опыт, непередаваемый напрямую от мастера подмастерью со всеми секретами профессии и школы, утрачивался, и народ, стремясь к прекрасному, просто вслепую копировал старые формы, имевшие, однако, в древности совершенно определенный смысл. Верхняя часть наличников окон в некоторых местах называется «очельем». Она выполняет роль карниза, закрывающего сверху окно от дождя и снега. Иногда он широк, иногда в этом нет необходимости из-за широкого карниза самой крыши. И тогда очелье становится украшением. Здесь, в навершии мастера изображают кроны пышных деревьев с опадающими листьями (запечатлевают годовой цикл), кольца приворотные, крестики, листочки ягод - костеники, веточки и цветы на стебельках, охраняющих по краям драконов с тройной вырезкой «пасти-языка», полсолнца - как символ его закатов и восходов, меандры (геометрический орнамент, имеющий форму непрерывной спиральной кривой линии, ломанной под прямым углом, символизирующий реку Жизни, по образу древней реки Мендерес в Турции). Знаками бесконечности - двойными завитками в разных направлениях мастера изображают пургу и сказочную метелицу. На боковушках селят белочек, рыб, ласок. Юмор - это одна из главных черт русского характера. Естественно им обладают многие из народных мастеров. Они помещают на наличниках смеющихся утят, лукавых птиц, кур, высиживающих яйца, двуглавых орлов и голубей. Тут могут возлежать с боков русалки - берегини, иначе «фараоны». По очелью может проплывать как «летучий голландец» ладья, скакать ретивый конь, могут прохаживаться предупредительные петухи - символ бдительности, охраны. Считается, что нечистая сила не подступается к ним. Иной прохожий спросит у хозяина: «Что здесь изображено?» «Собаки, которые дом сторожат!» - ответит тот. Навершиям наличников мастера придают так же треугольную форму (подобно скатам крыши), арочную, сердцевидную и разорванного карниза, прямую и сложную, форму, напоминающую старинный женский головной убор - кокошник. Помещаются на наличниках и традиционные антропоморфные изображения - женщины с воздетыми к небу руками, хороводы и тому подобное. Здесь можно увидеть подвеску в форме двуручной пилы. Всего даже и не перечесть. Здесь вся жизнь простого человека, утеха и веселье старому и малому! Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru |
![]() |
![]() |
|