![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|
Зодчество - опыт столетий Глава 2 Традиционные жилые дома и технологии Убранство русских деревянных домов |
|||||
![]() |
||||||
|
|
А вот как красиво сказал однажды уже о крыльце дома этнограф А.К. Чекалов: «Красота крыльца - это красота ветки, которую выбрасывает ствол...» И правда, на мощные ветви похожи и рундучное крыльцо на тереме царевича Дмитрия в Угличе, и выносное крыльцо с шатром и нижней крышей в виде бочки у приемных палат царя Алексея Михайловича на Теремном дворце в Коломенском и «теремное» каменное крыльцо на храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве… Крыльцо россияне всегда стремились поставить с южной стороны дома. Высокое - чтобы с него были видны как на ладони приусадебный участок, соседние дома, ближние и дальние селения. Мастера учитывали все - и размеры, и формы, и украшения, чтобы крыльцо не мешало соседним постройкам, не затемняло и не утяжеляло фасад дома и вида селения не портило. Крыльцо может быть большим угловым у небольшого дома, и, наоборот, у огромного может быть поставлен скромный фигурный козырек с двумя ступенями при внутренней лестнице на второй уровень. Размер и мягкая дуга подзора такого козырька снимают тяжесть простоватой кубичности форм большого дома. Но чаще всего, поскольку семьи были многодетными, на больших домах хозяева стремились строить и крыльцо соответствующих размеров, побольше, чтобы всем хватало места на нем в ненастные деньки. Им могло быть двувсходное крыльцо на ряже (на срубе), на которое ступени ведут с двух сторон. Но более распространенными все же являются подобные им угловые крыльца, - с одним лестничным маршем и двускатной крышей, так называемой «бочкой». Углы ряжа рубились из брусьев в чистый угол, толстые ступени врезались в его стенки. Подобное крыльцо есть на домике Петра Великого, привезенном из Архангельска в музей Коломенское под Москвой. Резьба на столбиках, поддерживающих крышу, причелины и охлупень крыльца обычно соответствует общему настроению и характеру украшений дома. Нижняя дощатая площадка, так же как и рундук, закрыта крышей. На угловом крыльце огромного мезенского дома на высоком подклете (из-за больших снегов), а иногда и на домах южнее мастера делали выгнутые кровли - кровли синусоидой. На такой кровле нет острых переломов и с обеих сторон установлены короткие водометы на курицах. Доски же кровельного покрытия буквально выгнуты. Само крыльцо стоит на четыре высоких столба и смотрится от этого совсем легким. Очень красивым бывает висячее крыльцо - оно опирается не на столбы и ряж, а на «выпуски» - концы бревен, выпущенные из самого сруба. Ими бывают концы балок перекрытия. Такое изумительно легкое, можно сказать, невесомое крыльцо можно увидеть на Успенской церкви в Кондопоге, что на Онежском озере в Карелии. Хотя она создана в 1774 году, как считают знатоки - на закате истории древнерусского зодчества, это один из самых гармоничных и совершенных образцов виртуозного мастерства обыкновенных плотников. Другое, не менее оригинальное крыльцо пристроено к дому на Подвинье (музей «Малые Корелы», Архангельск). Опирается оно на толстый столб, в котором сделан широкий паз для брусьев опорной консоли, имеющей очертания кубка. Сверху столб украшен резным жгутом, в середине вытесаны две разновеликие, приплюснутые «дыньки». Наждачной бумагой старые мастера не пользовались вовсе, поверхности особенно не заглаживали. Поэтому до сих пор на резных и тесаных конструкциях построек с легкостью можно разглядеть все движения рук зодчих. Следы потесов их кажутся уверенными мазками кисти на картине какого-нибудь художника-живописца. Что ж, определенно можно говорить о тонком природном чувстве красоты у нашего зодчего. Если он даже крыльцу - казалось бы, уж вовсе функциональной части жилища - придавал столь затейливые формы, то уже за это его можно причислить к выдающимся зодчим. Ни в одной другой культуре мира нет столь разнообразных парадных входов, какие бывали на наших домах! Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru |
![]() |
![]() |
|