Деревянное Зодчество Деревянное Зодчество сруб дома сруб бани 84995023556, 88185552506
Сруб изнутри
   
 

                      Александр Соболев, автор книги "Зодчество - опыт столетий"

 

Зодчество - опыт столетий

Глава 2     Традиционные жилые дома и технологии

Убранство русских деревянных домов

   

 


 

Крыльцо на столбах, дом Пономарева, деревня Ямка, музей-заповедник Кижи
Крыльцо на столбах, дом
Пономарева, деревня Ямка,
музей-заповедник Кижи

Козырек крылечка дома Серова из деревни Мытищи, музей в Костроме
Козырек крылечка дома
Серова из деревни Мытищи,
музей в Костроме

Крыльцо с крышей синусоидой, мезенский дом, музей «Малые Корелы», Архангельск
Крыльцо с крышей синусоидой, мезенский дом, музей «Малые Корелы», Архангельск

Угловое крыльцо на ряже, пинежский дом, музей «Малые Корелы», Архангельск
Угловое крыльцо на ряже, пинежский дом, музей «Малые Корелы», Архангельск

Крыльцо на тереме царевича Дмитрия, УгличКрыльцо на тереме царевича Дмитрия, Углич

 

1 2 3 4 5

    А вот как красиво сказал однажды уже о крыльце дома этнограф А.К. Чекалов: «Красота крыльца - это красота ветки, которую выбрасывает ствол...» И правда, на мощные ветви похожи и рундучное крыльцо на тереме царевича Дмитрия в Угличе, и выносное крыльцо с шатром и нижней крышей в виде бочки у приемных палат царя Алексея Михайловича на Теремном дворце в Коломенском и «теремное» каменное крыльцо на храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве…

     Крыльцо россияне всегда стремились поставить с южной стороны дома. Высокое - чтобы с него были видны как на ладони приусадебный участок, соседние дома, ближние и дальние селения. Мастера учитывали все - и размеры, и формы, и украшения, чтобы крыльцо не мешало соседним постройкам, не затемняло и не утяжеляло фасад дома и вида селения не портило. Крыльцо может быть большим угловым у небольшого дома, и, наоборот, у огромного может быть поставлен скромный фигурный козырек с двумя ступенями при внутренней лестнице на второй уровень. Размер и мягкая дуга подзора такого козырька снимают тяжесть простоватой кубичности форм большого дома.

    Но чаще всего, поскольку семьи были многодетными, на больших домах хозяева стремились строить и крыльцо соответствующих размеров, побольше, чтобы всем хватало места на нем в ненастные деньки. Им могло быть двувсходное крыльцо на ряже (на срубе), на которое ступени ведут с двух сторон. Но более распространенными все же являются подобные им угловые крыльца, - с одним лестничным маршем и двускатной крышей, так называемой «бочкой». Углы ряжа рубились из брусьев в чистый угол, толстые ступени врезались в его стенки. Подобное крыльцо есть на домике Петра Великого, привезенном из Архангельска в музей Коломенское под Москвой.

     Резьба на столбиках, поддерживающих крышу, причелины и охлупень крыльца обычно соответствует общему настроению и характеру украшений дома. Нижняя дощатая площадка, так же как и рундук, закрыта крышей. На угловом крыльце огромного мезенского дома на высоком подклете (из-за больших снегов), а иногда и на домах южнее мастера делали выгнутые кровли - кровли синусоидой. На такой кровле нет острых переломов и с обеих сторон установлены короткие водометы на курицах. Доски же кровельного покрытия буквально выгнуты. Само крыльцо стоит на четыре высоких столба и смотрится от этого совсем легким.

    Очень красивым бывает висячее крыльцо - оно опирается не на столбы и ряж, а на «выпуски» - концы бревен, выпущенные из самого сруба. Ими бывают концы балок перекрытия. Такое изумительно легкое, можно сказать, невесомое крыльцо можно увидеть на Успенской церкви в Кондопоге, что на Онежском озере в Карелии. Хотя она создана в 1774 году, как считают знатоки - на закате истории древнерусского зодчества, это один из самых гармоничных и совершенных образцов виртуозного мастерства обыкновенных плотников.

    Другое, не менее оригинальное крыльцо пристроено к дому на Подвинье (музей «Малые Корелы», Архангельск). Опирается оно на толстый столб, в котором сделан широкий паз для брусьев опорной консоли, имеющей очертания кубка. Сверху столб украшен резным жгутом, в середине вытесаны две разновеликие, приплюснутые «дыньки».

    Наждачной бумагой старые мастера не пользовались вовсе, поверхности особенно не заглаживали. Поэтому до сих пор на резных и тесаных конструкциях построек с легкостью можно разглядеть все движения рук зодчих. Следы потесов их кажутся уверенными мазками кисти на картине какого-нибудь художника-живописца.

    Что ж, определенно можно говорить о тонком природном чувстве красоты у нашего зодчего. Если он даже крыльцу - казалось бы, уж вовсе функциональной части жилища - придавал столь затейливые формы, то уже за это его можно причислить к выдающимся зодчим. Ни в одной другой культуре мира нет столь разнообразных парадных входов, какие бывали на наших домах!

1 2 3 4 5

Содержание

Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru