![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|
Зодчество - опыт столетий Глава 6 Исторические поселения Форт-Росс - памятник русской предприимчивости |
|||||
![]() |
||||||
|
|
Открытие Америки Во время второй Камчатской экспедиции Витус Беринг на корабле «Святой Петр» и Алексей Чириков на «Святом Павле» 15 июля 1741 года открыли, наконец, Америку с севера. А начало активному проникновению русских на Американский континент положило первое путешествие «российского Колумба» Григория Ивановича Шелихова. Благодаря ему к владениям Российской Империи присоединены Алеутские острова и Аляска. Но мало кому известно, что в этом опасном путешествии его сопровождала жена Наталья Алексеевна, первая белая женщина, ступившая на берег Северо-Западной Америки, разделившая с мужем опасности плавания в места, за сорок лет до них обнаруженные Чириковым и Берингом. Аляска, особенно интенсивно осваивавшаяся русскими в XYIII веке, - пример доброго сотрудничества с коренными жителями. Историк об этом пишет: «Годы, а иногда и десятилетия промышленники жили на островах в селениях алеутов, обогащая друг друга навыками быта. Многие из них женились на алеутках, брали мальчиков на воспитание, крестили их, обучали русскому языку и грамоте. Еще до появления первых священников на Алеутских островах большая часть населения была окрещена и исполняла простейшие христианские обряды». Митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири подготовил первый алеутский словарь, написал грамматику и перевел Евангелие на язык аборигенов. Показательна малоизвестная история первого православного священнослужителя в Америке, в то время архимандрита Иоасафа (мирское имя Иван Ильич Болотов), случившаяся перед его отъездом туда во главе Северо-Американской духовной миссии. «На прощание он побывал у себя на родине в Тверской губернии, попрощался с родственниками. В Кашине, проходя мимо топкого места, он вдруг заметил тонущего пьяного мужика. Не имея под рукой ни веревки, ни подходящей доски, Иоасаф снял с себя свою единственную шелковую рясу и с ее помощью вытянул из топи незадачливого пьянчугу. Банальному, на первый взгляд, эпизоду люди, жившие в конце ХVIII века, придали глубокий смысл: топкое болото, по их мнению, олицетворяло то бездуховное состояние, в котором пребывали обитатели далекой Америки, а поступок Иоасафа символизировал собой стремление вызволить несчастных из плена язычества». Так пишет в своем исследовании ярославский историк Валерий Киселев. Во время существования Русской Америки колония так называемых креолов, детей от смешанных браков, росла и расширялась. Им предоставлялись одинаковые с русскими возможности получить образование и специальность. Из их числа вышли люди, прославившиеся своими исследованиями Аляски. Как например, Александр Филиппович Кашеваров, хотя его отец, промысловик, был крепостным купца Голикова. Еще юношей Александр, как один из наиболее способных, был послан в Петербург для получения образования. Мальчик стал воспитанником Балтийского штурманского училища и по окончании его был произведен в прапорщики корпуса флотских штурманов … и позже командовал в Америке судами Российско-Американской компании. В 1838 году он был начальником гидрографической экспедиции, производившей на байдарах опись северной части американского материка. В 1855 году в чине капитана 2-го ранга был переведен в Петербург, где через десять лет вышел в отставку уже в чине генерал-майора. Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru |
![]() |
![]() |
|