![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|
Зодчество - опыт столетий Глава 6 Исторические поселения Форт-Росс - памятник русской предприимчивости |
|||||
![]() |
||||||
|
|
Особенности Сегодня все приезжающие в исторический парк Форт-Росса паломники поражаются добротности построек русских промышленников, строгому порядку и рациональной организации их хозяйства. Мне, как русскому человеку, пришлось испытать там чувство гордости за своих предков и подумалось: сейчас сформировано расхожее мнение о бесшабашном русском человеке, пьянице, лоботрясе, надеющемся на авось. Как же, хочется мне спросить, в таком случае он создал огромную державу, занимающую площадь одной шестой части суши? Удивлению моему не было конца - настолько красивое место выбрали русские люди! Ведь ландшафт у Форт-Росса напоминает одновременно наш российский уют средней полосы и наши необъятные северные просторы. С высокого обрыва на берегу океана родная земля кажется ближе, тут возникает и ощущение, что отсюда рукой подать даже до самых затерянных уголков мира. Внутри форта меня не покидало ощущение сказочности. Там заботами его новых хозяев, потомков русских промышленников, алеутов и индейцев кашая помо воссозданы в первозданном виде просторные жилые помещения дома Кускова, краеведческий кабинет с лабораторией, склад мануфактуры, арсенал и пороховой погреб. У южной стены форта в вместительном одноэтажном здании конторы, как и двести лет назад, располагаются канцелярия, продовольственный склад, мастерские, столярная и слесарная, жилые помещения для компанейских служащих, номера для приезжих, кухня со старинной русской печью и просторная столовая с древней деревянной мебелью. На одном из ее широких столов лежали записи крюков демественного пения (стиль древнерусского церковного пения, распространенный в середине ХY - XYII веков, мелодика его отличалась гибкостью и цветистым рисунком, приближаясь к лиричной народной песне), записанная этими же знаками безлинейного нотного письма там лежала и мелодия древней русской колыбельной. Я сидел за тем столом, рассматривал загадочные знаки и то и дело озирался по сторонам. Мне пришлось побывать в самых разных музеях, в художественных, этнографических, краеведческих, в музеях старинного быта, забытых вещей прошлого, дворянского городского интерьера, в домах памятниках XIX и XYIII веков различных музеев деревянного зодчества, но до сих пор я ни разу не чувствовал атмосферу старого времени настолько полно и без посторонней примеси, как в Форт-Россе. В музеях подобного рода живого духа обычно не бывает, там всегда чувствуется выставка, современные технические средства и оригинальные концепции авторов. Восприятие истории бывает умозрительным. Кроме того, приходится сталкиваться и с фальшью в «мелочах», которая бывает связана либо с беспечностью кураторов, либо с их партийным прошлым. Например, при реставрации избы какого-нибудь дома-двора зажиточного крестьянина они могут набрать потолок узкими обрезными не строганными досками вместо широких плах, еще и поперек света. Или из экспозиции интерьера городского особняка середины XIX века могут принципиально исключить домашний иконостас или иконную полку в красном углу. Да и сами дома в некоторых наших музеях деревянного зодчества словно специально выставлены «вшивым» порядком. Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru |
![]() |
![]() |
|