![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|
Зодчество - опыт столетий Глава 1 О градостроении Опыт США |
|||||
![]() |
||||||
|
|
Положение входа типи имеет и спиритуальное объяснение. «Это для того, - говорят индейцы племени черноногих, чтобы, выходя утром из типи, первым делом поблагодарить солнце». Из-за своей конструкции это жилище стало символом всего индейского мира. С ним олицетворялись и циклические сезонные миграции бизоньих стад, и круговой годичный цикл, и даже расположение остальных типи в лагере. Пол в типи символизирует собой землю (непокрытая часть служила чем-то вроде домашнего алтаря), стены - небо, а шесты каркаса - тропинки от земли в мир духов. Оформление декора типи стало для равнинных индейцев одним из главных направлений развития изобразительного искусства. Помимо стоянок типи и вигвамов на Великих равнинах индейцы разбивали сезонные и постоянные поселения в землянках. Землянки имели круглую форму с куполообразной крышей, с дымовым отверстием в верхней части. Основание углублялось так, что пол землянки оказывался на один метр ниже уровня земли. Каркасом стен и перекрытия служили изогнутые стволы деревьев, вставлявшиеся по углам и периметру в ямы и соединявшиеся наверху вместе. Стены забивались землей и обмазывались глиной. Перекрытие по каркасу, имевшему иногда центральные опоры, перекрывалось толстым слоем тростника и засыпалось для теплоизоляции землей. Землянки бывали большими, до 18 метров в поперечнике. В ХIX веке племена манданов начали огораживать вокруг своих землянок участки, на которых выращивали кукурузу, бобы, тыкву и подсолнечник, а также занимались различными промыслами, изготавливали керамическую посуду и плели корзины. В их поселениях насчитывалось от десяти до ста строений. Интересно, что планировка постоянных поселений в плодородных речных долинах и временных стоянок в Прериях была в основном двух типов, отличие было в положении площади, на которой стоял охранный столб - тотем, у которого совершались ритуальные церемонии. В одном случае эта площадь располагалась в центре, перед входом в жилище вождя племени или культовой постройки, в другом находилась на краю поселения, с западной его стороны. Роль защитного тотема поселения играл высокий толстый резной столб с изображениями страшных духов. На самом верху его помещалась сильная глазастая птица. Распахнутые крылья символизировали готовность в любое время сообщить жителям о надвигающейся опасности. Вигвамы располагали компактно и самым красивым из них был вигвам вождя. Поэтому стоянка представляла живописную картину, особенно по вечерам, когда внутри горели костры и жилища походили на большие светящиеся фонари. Все племена кормились охотой, рыбной ловлей и собирательством. Разница между ними была в том, что кочевники вынуждены были либо следовать маршрутами миграции тех же бизонов либо, исчерпав экологический ресурс территории, перебираться на новое место, и в связи с этим временами вступать в конфликт с соседями, а оседлые племена вроде южных мивок в парке Йосемити, во-первых, имели в своем распоряжении более широкий рацион питания, так как пользовались еще и дарами леса, а во-вторых, чтобы поддерживать баланс экосистемы они разбивали пространство, как и наши предки, на три зоны: общего пользования, смешанного и заповедную. Причем в заповедной зоне, в каком-то скрытом ущелье, оканчивающемся небольшим озером и нависающей над ним скалой, может быть с водопадом или с какой-то природной аномалией, путь к которым был известен только избранным, устраивалось место связи с высшим миром. Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru |
![]() |
![]() |
|