|
||||
|
Зодчество - опыт столетий Глава 1 О градостроении Опыт США |
|||||
|
Пресидио в Сан-Франциско (фото: Robert Campbell, печатается по лицензии CreativeCommons) «Новая американская ферма» в Нью-Брунсвике,1790 г., рис. Patrick CampbellОдна из многочисленных бухт на Восточном побережье США сегодня |
В первую очередь пришельцы обживали побережье, особенно в удобных и безопасных морских заливах и бухтах. Результаты тех усилий сегодня видны уже на подлете к знаменитому аэропорту «Джон Ф. Кеннеди» в Нью-Йорке. Когда самолет ложится на крыло, внизу в заливе и на Гудзоне хорошо видны ровные ряды сотен благоустроенных пирсов с тысячами элегантных яхт, мощных океанских катеров и небольших рыбацких тральщиков. Но тогда, 300-400 лет назад из-за разных природных условий на Западе и на Востоке пришельцы практиковали разные принципы расположения и ориентирования жилых построек по сторонам света. На восточном побережье предпочтение отдавалось югу, теплу, деревянным конструкциям и легко открывающимся окнам (типа «sash») небольшого размера, на западном - тени, прохладе, камню и окнам с жалюзи. На западном заселялись северные части полуостровов (Монтерей, Сан-Франциско), на востоке - южные (Манхеттен). Но леса вырубались всплошную вдоль побережья везде. Лес использовался для строительства причалов, пакгаузов и жилых домов. Часть освободившихся территорий отводилась под сельскохозяйственные угодья. Но главная причина сплошных вырубок была все же в другом. В безопасности. Военные опорные пункты располагались на высоких местах с круговым обзором: на западном побережье это были пресидио, на восточном и во внутренних районах – форты. В общем именно по этим причинам со временем самыми густонаселенными и наиболее развитыми стали такие города, как Бостон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Сиэтл и районы вокруг них. Незатейливый подход к планировке этих городов, с ниточками параллельных улиц вдоль береговой линии и сеткой перпендикулярных распространился постепенно по всей стране. Причем не только на города, но и на всю территорию. Если посмотреть на ее карту, рисунок границ штатов похож на сеть рыболова. Некоторые тянутся прямой линией по несколько тысяч километров. Такой же прямотой отличаются и дороги США. В отличие от наших предков, без спешки ориентировавшихся на удобства и красоту, и подводивших дорогу к дому, поставленному где-то на косогоре у излучины реки, ибо реки были у нас изначально основными транспортными артериями, американцы, начав интеграцию и освоение внутренних территорий, соединяли свои форты и пресидио по кратчайшим прямым. По ним после Гражданской войны пошли переселенцы и старатели, прокладывались телеграфные линии. И поселения – small towns - основывались в основном либо где-то в узловых точках - местах перевалки товаров, либо на пути больших трактов, по которым было отлично налажено движение дилижансов, перевозивших пассажиров, товары, деньги и почту с прессой. Пространство вокруг домов в этих поселениях долгое время оставалось совсем открытым, ни садов, ни огородов не было, поскольку индейские племена сиу, шайенны, арапахо, кайова и команчи защищали свои охотничьих земли от этого вторжения. Однако возможности были не равными и к концу ХIХ века все индейцы вынуждены были переселиться в резервации. Победители же объявили: «Время – деньги!» Что стало причиной того, что в первой трети ХХ века американцы больше занимались развитием сухопутного транспорта, чем морского (хотя и тот не отставал). Так уже в 1924 году только один автомобильный король Генри Форд выпустил 10 миллионов автомобилей. Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru |
|